Как готовить ассирийское блюдо из мяса

Как готовить ассирийское блюдо из мяса

Ассирийская кухня — одна из древнейших на земле. Понятие “национальная кухня” означает совокупность всех технологических приёмов , особенностей композиции пищевых продуктов, свойственных данному народу и сложившихся исторически в процессе многовекового развития.
Традиционность и преемственность ассирийской кухни проявляются в использовании старинной кухонной техники, технологии приготовления блюд, составе пищевого сырья, сохранения вкусовой гаммы, типе излюбленных блюд. Ассирийское пищевое сырьё стабильно на протяжении многих веков. Древнейшее развитие скотоводства на ассирийских землях постепенно привело к разнообразию культивируемых видов домашнего скота и птицы. Ассирийцы разводили коров, овец, свиней, индеек, кур, гусей, уток. Скотоводство стало также источником разнообразных молочных изделий, в основном — сыров, а также кисломолочных продуктов.
Что касается технологии приготовления ассирийских блюд, то она сложна и в ряде случаев трудоёмка. Так, трудоёмок процесс раскатки многослойного теста (кяда). Разнообразие технологических приёмов проявляется и в супах: здесь и супы с кисломолочно-яичной основой (гирду, бушала), и раздельно приготовляемые супы (ширва д-бысра), обилие блюд с молотым мясом к которому добавлены и другие компоненты также в молотом состоянии (кутли).
В ассирийской кухне имеются, конечно, и блюда из натурального мяса (кебаба), а также блюда из целой домашней птицы.
Тип очага (танура) и вид посуды (глинянная) оказали большое влияние на сам характер блюд. Любимым мучным изделием в рационе ассирийцев является особый хлеб — лаваш.
Излюбленными напитками из кисломолочных продуктов у ассирийцев являются мяста, сохатен, даввы. Из большого ассортимента сыров — любимые гупта и джаджик.
Раннее возникновение земледелия на землях Ассирии обусловило закрепившееся на тысячелетия использование широкого ассортимента зерновых в ассирийской кухне (проса, ячменя, пшеницы, риса), а также бобовых (фасоли, чечевицы, гороха, бобов).
Немалую роль в питании ассирийцев играют овощи и фрукты. Их употребляют сырыми, сушёнными, квашенными, маринованными. Помимо этого они являются обязательными компонентами при приготовлении супов и вторых блюд. Чаще всего овощной рацион пополняется прянностями, из которых излюбленными являются чёрный перец, кинза, мята, эстрагон, базилик, сатра, чабрец, укроп, петрушка и, конечно же, чеснок и лук.
При приготовлении кондитерских изделий (мертоха, проха) добавляются корица, кардамон, твоздика, ваниль.
Чай и кофе — это постоянные и любимые напитки ассирийцев. Их пьют помногу, охотно и с удовольствием.
Итак , ассирийская кухня располагает разнообразными по составу блюдами, отличается сложной, богатой, тонкой вкусовой и ароматической гаммой.

Л.И. Нисанова
“Атра”(“Родина”), СПб.,
1991.,№2. — С.33-34.

ШИРВА — вегетарианский суп.

Налить в чугунную или алюминиевую кастрюлю 3 — 4 литра воды. Очистить две-три картофелины, опустить в воду. Туда же положить помидор и болгарский перец, проколов то и другое вилкой в нескольких местах. Очистить луковицу и бросить в кастрюлю. Взять по 20 граммов киндзы, петрушки и укропа, связать ниткой в пучок и положить в воду. Расщепить одну морковь так, чтобы корешок остался целым, опустить в кастрюлю. Туда же — капустный лист. Варить до полной готовности овощей. Солить по вкусу. Пока суп варится, взять небольшую луковицу, очистить, порезать на дольки и обжарить в подсолнечном масле. Лук должен стать золотистого цвета. Добавить половину чайной ложки томата и на кончике ножа — красного перца. Жарить все это вместе некоторое время.
Когда овощи сварятся, огонь не выключать под кастрюлей. Зачерпнуть полполовника жидкости и вы лить в сковороду с луком. Размешать. После этого массу из сковороды перелить в кастрюлю. Разбить одно яйцо и вылить в суп. Хорошо взболтать половником и сразу же выключить огонь, чтобы не кипело. Суп желательно перелить в эмалированную кастрюлю. Зелень и овощи не вынимать. Пить следует сам отвар. Лучше без хлеба.

ХАСЫДА — сладкое блюдо.

Взять полпачки сливочного масла и положить в чугунную или алюминиевую кастрюлю, Добавить три столовые ложки муки. Поставить на огонь, активно размешивая, растирая. Масса должна приобрести золотистый цвет. Вылить в кастрюлю стакан горячего молока, предварительно положив в молоко и размешав две столовые ложки меда (можно больше). Солить по вкусу. Массу как следует прогреть и выключить огонь. На приготовление уходит 15 минут. Если положить больше муки, то масса полу чается гуще. На следующий день режется как пирог.

РЫЗЗА Д-ХАЛВА — рисовый молочный пудинг.

Переберите рис, промойте, залейте водой и дайте постоять часов 10-12. Затем слейте воду, добавьте в разбухший рис свежей воды и молока, поставьте на огонь и варите, но не разваривайте, рис должен быть жестковатым. Разлейте по тарелкам, дайте застыть. Подавая на стол, режьте на куски.
Рис 200 гр., вода 1/2 стакана, молоко 1 л.

ГЕРДАЙА –лепёшка из муки.

2 кг.муки, 0,5 л. молока, 0,5 л. воды, 1 ст. ложка сахарного песка, 1 пачка дрожжей, 1/2 стакана подсолнечного масла.
Подогрейте молоко с водой в таком количестве, чтобы можно было развести пачку дрожжей. Разведите дрожжи, добавьте 1 ст. ложку сахарного песка. Оставьте дрожжи до брожения. В муку постепенно вливайте оставшееся молоко, 1/2 стакана подсолнечного масла и, размешивая, добавляйте дрожжи. Всё это нужно очень тщательно вымесить. Полученному тесту дать подняться.
Готовое тесто разложите в любые формы (заранее смазанные подсолнечным маслом), дайте тесту подняться в формах и только после этого формы кладите в горячую духовку. Постепенно уменьшайте огонь.
Готовый ляхма аккуратно вынуть из формы, положить на мягкое и покрыть тканью.

КАТНЫ – первое блюдо из молока .

Молока 400 г., воды 100 г., сахара 10-15 г., лапши или вермишели 50 г., масла сливочного 10 г., соль, перец.
Смешать молоко с водой, вскипятить, добавить необходимое количество соли и сахара, затем засыпать домашней лапши или вермишели и варить до тех пор пока она не всплывёт.
Подавать со сливочным маслом.

ДОХВА – первое мясное блюдо.

На 500 гр. рёбер баранины 250 гр. воды, два яйца, 1/3 стакана промытого риса, 3 литра заранее приготовленного мяста (рецепт смотрите в Т.1,№2), сушённые душица, мята, зверобой 10-15 гр.
Отварить баранину, вынуть готовое мясо, а бульон процедить. Готовое мяста посолить, добавить в него два яичка, и рис. Ставим на огонь и, помешивая, добавляем бульон, продолжая помешивать доводим до кипения. Затем в готовое дохва перекладываем готовое мясо и сушённую зелень.
Подаётся к столу в зависимости от вкуса горячим или охлаждённым.

ДЖАДЖИРРУН – блюдо из творога.

500 гр. готового джаджика (рецепт смотрите в Т.1.№2.), 500 гр. сливочного масла, 1/3 стакана манной крупы.
Доводим до кипения в кастрюле масло и закладываем туда джаджик. Жарим, помешивая, 10 минут. Медленно, продолжая помешивать, добавляем манную крупу. Оставляем на медленном огне ещё на 5 минут для окончательного приготовления.
К столу подаётся горячим.

ХВИСА – традиционное блюдо, готовится рано утром на праздник Крещения Господне.

200 гр. сливочного масла, 1/2 батона пшеничного хлеба, соль, песок 10-15 гр.
На огне растапливаем масло, доводим его до кипения, накрошенный хлеб тщательно прожариваем в масле, добавляем по вкусу соль, песок. Дать охладиться.

ПУХАН – ритуальное ассирийское блюдо.

Оно готовится в третий день ассирийского поста «Баута д- нинвае» («Прошения ниневитян).
С вечера обжаривается на раскалённой сковороде подсолённая мука и доводится до золотистого цвета.
Ложась спать, ассирийцы кладут одну чайную ложку поджаренной муки под язык и загадывают желания. Девушкам снятся суженные, остальным – исполнение самых сокровенных мечтаний.
Утром, оставшаяся с вечера мука обжаривается в сливочном масле, (1/2 стакана муки на 100-150 гр. масла).
Пухан кушается утром натощак.

СЫППУРЫ – острое кисломолочное блюдо.

2-3 кг. свекольной ботвы, 2 литра мяста, 3 головки чеснока, 2 ст. л. соли.
Свекольная ботва заливается кипятком и отваривается до состояния полной готовности. Затем сливаем кипяток и мелко нарезаем ботву. Переложив в кастрюлю, ботву заливаем мяста и добавляем толчённый чеснок и соль. Тщательно перемешиваем.
Подаётся охлаждённым.

КЯДЫ – Мучное блюдо.

Для этого блюда отдельно готовятся тесто и начинка. Для начинки используется МЕРТОХА.
МЕРТОХА — это мучное блюдо.
500 г. сливочного масла, 2 стакана муки, 1 стакан воды или кипячённого молока, соль.
В растопленное кипящее масло постепенно всыпайте муку, постоянно помешивая. Смесь хорошо прожарьте до золотисто-коричневого цвета. Влейте в эту смесь кипячённую воду или тёплое кипячённое молоко. Тщательно перемешайте и снимите с огня. Остудив можно подавать к столу или использовать как начинку.
ТЕСТО готовится следующим образом.
1 л. тёплого молока, 100 гр. дрожжей, 6 яиц, 2 ч. л. соли, 4 ч. л. песка, 300 гр. слив. масла, 2 ст. л. подсолнечного масла.
В молоко добавляем дрожжи, яйца, соль и песок. Тщательно перемешиваем. Затем начинаем, помешивая, добавлять муку, и доводим смесь до средней густоты. В данную смесь наливаем растопленное сливочное и подсолнечное масла. Начинаем месить, добавляя муку, чтобы довести тесто до нормальной плотности. Месить нужно кончиками пальцев до тех пор, пока тесто не будет легко отлипать от ваших пальцев. Скатав тесто в шарообразную форму, обмазываем его подсолнечным маслом и оставляем в тёплом месте до поднятия на 30 мин. Затем опять перемешиваем.
КЯДЫ готовятся в виде небольших лепёшек круглой формы, полукруглой или даже как пирог.

ДЖАДЖИК — блюдо из творога.

1 кг. творога, 200 г. сливочного масла, по 200 г. зелённого лука и укропа , соль.
В творог добавьте мелко нарезанные лук и укроп, размягчённое масло, тщательно перемешайте, посолите.

МЯСТА — это блюдо готовится на кисломолочной основе.

2-л. молока, 50-100 г. сметаны.
Вскипятите молоко. В остывшее тёплое молоко медленно влейте сметану, осторожно перемешивая. Накройте кастрюлю марлей , а затем крышкой. После этого кастрюлю укройте тёплой накидкой и оставьте часов на 10-12. Готовое мяста нужно поставить в холод.

ДАВВЫ — освежающий напиток из кисломолочного продукта.

Мяста взбейте , добавьте понемногу холодную кипячённую воду, посолите и перемешайте . По желанию можно добавить мелко нарезанную зелень, свежие огурцы. В таком виде блюдо называется — СОХАТЕН.

МЕРТОХА — это мучное блюдо.

500 г. сливочного масла, 2 стакана муки, 1 стакан воды или кипячённого молока, соль.
В растопленное кипящее масло постепенно всыпайте муку, постоянно помешивая. Смесь хорошо прожарьте до золотисто-коричневого цвета. Влейте в эту смесь кипячённую воду или тёплое кипячённое молоко. Тщательно перемешайте и снимите с огня. Остудив можно подавать к столу.

ХАРИСА — праздничное блюдо

500г. пшеницы, 1 курица, 200 г. сливочного масла, вода, соль.
Пшеницу отварите в воде, немного. Слейте воду, и просушите. Обсохшую пшеницу растирайте в ступке деревянной ложкой, чтобы зерно очистилось от шелухи.
После этого уже чистую пшеницу, всыпьте в кастрюлю, положите туда разделанную на куски курицу, залейте водой (1:3)
Доведите до кипения, посолите и уменьшите огонь. При постоянном помешивании , добавляя понемногу кипячённую воду доведите блюдо до готовности.
К столу подают в горячем виде с добавлением сливочного масла.

МАШИ — блюдо из фасоли

500 г. фасоли , 3-4 луковицы, 0,25 стакана растительного масла , 2-3- зубчика чеснока, красный или чёрный перец, зелень петрушки, укропа, сельдерея, кинзы, мяты.
Хорошо промытую фасоль залейте холодной водой так, чтобы та слегка покрыла её и отваривайте на умеренном огне под крышкой несколько часов до готовности.
Отваренную фасоль, не давая ей остыть, переложите в посуду с поджаренным луком , посолите и обжарьте её в течение 3-4 минут. Переложите эту смесь в эмалированную или фарфоровую посуду, добавьте красный или чёрный перец и толчённый чеснок, зелень, перемешайте.

ШИРВА Д-СУРАИ (СУРЕ) — горячее блюдо

2 кг. мяса (вырезка, тонкий край), 200 г. сливочного масла или топлённого, 2 головки репчатого лука, томат-паста — 2 ст. ложки, перец острый , зелень , пряности, соль, бульон или кипячёная вода — 2-3 л.
Промытое мясо нарежьте ломтиками средней величины, положите в кастрюлю и подержите на огне, пока мясо не обсохнет (выкипит вода и сок), при этом следите , чтобы мясо не подгорело. Затем залейте мясо бульоном или кипятком. Под закрытой крышкой тушите 2-3 часа. Мелко нарезанный лук обжарьте на сливочном (топлённом) масле, добавьте перец, томат-пасту и введите в бульон с мясом, добавьте мелко нарезанную зелень.
Подаётся блюдо в горячем виде, посыпается зеленью.

БУШАЛЯ – летнее холодное блюдо.

3 л. Кефира или мяста (рецепт мяста см. В Т.1.№2.), три сырых яйца, 2 л. воды ,1 кг. свекольной ботвы, 500г. укропа, 200 г. перловой крупы, соль.
Кефир или мяста взбейте в эмалированной кастрюле деревянной ложкой, добавьте 3 сырых яйца. Продолжая взбивать, постепенно влейте 2 л. воды, добавьте соль по вкусу. Кастрюлю поставьте на большой огонь и, перемешивая, доведите смесь до кипения. Затем добавьте нарезанную свекольную ботву, нарезанный укроп и отдельно сваренную перловую крупу. Всё это вместе постоянно помешивая варите 10-15 мин., доведя до готовности. Охладить. Блюдо подаётся в глубоких тарелках в холодном виде.

ГИРДУ – это блюдо готовится на кисломолочно-яичной основе.

2 л. кефира или мяста, 2 сырых яйца, 500 гр. риса, 200 г. сливочного масла, соль.
Кефир или мяста взбейте до однородной массы, добавьте сырые яйца, посолите по вкусу и всё тщательно перемешайте. Поставьте кастрюлю на огонь. Постоянно помешивая доведите смесь до кипения. Всыпьте приготовленный промытый рис и, постоянно перемешивая доведите блюдо до готовности риса. Закройте кастрюлю крышкой и снимите с огня.
Подавайте в горячем виде с добавлением сливочного масла.

КУТЛИ – первое блюдо из молотого мяса.

1 кг. мяса, 1 стакан риса, 1-2 сырых яйца, 3 головки репчатого лука, пряности, соль.
Из костей сварите мясной бульон. Мякоть пропустите через мясорубку. В фарш добавьте мелко нарезанный лук, яйца, рис, молотый перец, пряности, соль. Фарш перемешайте.
Из приготовленного фарша слепите шарики, погрузите их в кипящий бульон и варите до тех пор, пока они не всплывут на поверхность. Мелко нарезанный лук обжарьте, добавьте томат-пасту, пряности и всё введите в бульон.

ДОЛМА Д-ТАРПЫ – мясное блюдо.

1 кг. мяса, 3 головки репчатого лука, 1 стакан риса, по 50-100 г. петрушки, укропа, кинзы, базилика, мяты; чёрный молотый перец, соль.
Свежие виноградные листья опустите в кипяток на 1-2 минуты, удалите стебли.
Мякоть баранины или говядины мелко нарежьте, добавьте мелко нарезанный лук, рис, мелко нарезанную зелень, молотый перец, соль. Всё тщательно перемешайте.
Подготовленные виноградные листья заполните фаршем, уложите в посуду, влейте бульон. После закладки долма плотно прикройте тарелкой, закройте кастрюлю и тушите на слабом огне до готовности.
К долма подавайте мяста с толчённым чесноком.

Для теста: 1,5 стакана муки, 3 яйца, 1 стакан сахара, 1 ст. ложка растительного масла, 1 стакан воды, 2 ст. ложки какао, 1 ст. ложка погашенной соды.

Тесто должно получиться гуще сметаны. Выложите его на противень и выпекайте в течение 15-20 мин.

Твороженный слой: 500 г. творога, 250 г. масла или растительного маргарина, 200 г. сахара.
Смешайте творог с маслом, затем добавьте сахар. Твороженную массу выложите ровным слоем на поверхность остывшей основы из теста и разровняйте ножом.

Фруктовый слой: сварите 0,4 л. любого фруктового сока (лучше апельсинового или абрикосового) с сахаром, картофельным крахмалом.
Остыв, масса должна быть желеобразной. Вместо крахмала можно использовать желатин. Фруктовый слой разровняйте. Остудите его при постоянном помешивании и нанесите на твороженный слой не застывшим.
Приготовление трёхцветного пирога займёт немного времени. Твороженную массу можно сделать пока пирог печётся. Когда вы разрежете пирог на прямоугольники, срез будет трёхцветным. Теперь, если вы украсите сверху каждый кусочек розочкой из взбитых сливок, получится праздничное пироженное.

МЫ РАДЫ ВАШЕМУ ПРИСУТСТВИЮ НА НАШЕМ САЙТЕ

Рецепты национальной кухни

За 21 век, человечество придумало огромное количество рецептов. У каждой национальности свое традиционное блюдо. И каждый повар по-своему подходит к приготовлению различных закусок, салатов, горячего. Давайте на мгновение посетим несколько стран с их рецептами и традиционным угощением.

Азербайджанская кухня.

Плов с бараниной, для этого блюда рис и основа плова готовится раздельно.

Рис нужен длиннозерный пропаренный, его тщательно промывают, затем замачивают на 15 минут в теплой воде. Чтобы сварить правильно рис, надо соблюдать правило: воду, надо немного подсолить, довести до кипения, затем положить туда 2 столовых ложки сливочного масла, и только потом засыпать туда рис. Пропорция должна быть такая: 2 части воды и 1 часть риса. Варить рис не закрывая емкость крышкой, до полного выпаривания воды. После этого рис надо полить топленым маслом ( 3 столовых ложки), накрыть крышкой и варить до готовности на очень медленном огне. Для того, чтобы рис был не только вкусным, но и красивым, его можно подкрасить куркумой.

Основа для плова бывает разная: баранина, птица, рыба, овощи и фрукты. В нашем случае мы взяли баранину. Баранину режем на средние куски, обжариваем, солим, перчим, спассерованный лук, зелень, корицу, специи, заливаем небольшим количеством бульона и тушим до готовности.

После всех приготовлений, смешиваем рис и баранину, у нас получился азербайджанский плов из баранины. Баранину всегда можно заменить на другую основу для плова, способ приготовление такой же.

Шакер-лукум азербайджанский. Для этого кондитерского изделия, потребуется растопленное сливочное масло, которое надо растереть добела, добавить сахарную пудру растертую также добела с желтком. Соединить обе массы, и снова растирать добела, затем влить коньяк с разведенным в нем шафраном, все это перемешать и замесить тесто. Полученное тесто надо поставить на холод на 6 минут.

После того как тесто отстоялось, надо скатать из теста шарики диаметром 3 сантиметра, придавить их несколько, чтобы получилась лепешка, и разложить на подпыленный мукой лист, выпекать 6 минут на маленьком огне.

Количество ингредиентов: расчет ведется на 500 грамм муки — 200 грамм масла сливочного, 200 грамм сахарной пудры, желтки — 1 штука, коньяк — 50 грамм (можно заменить водкой или ромом), шафран — 7 тычинок.

Пахлава бакинская. Для этого блюда надо: в дрожжи разведенные в теплой воде, добавляют муку, сметану, яйцо, масло и соль. Замешиваем тесто и раскатываем его до толщины 0,5 мм.

Смазываем маслом противень и на него укладываем тесто. Сверху на выложенное тесто, раскладываем орехи, смешанные с сахаром, и закрываем вторым слоем теста. После этого смазываем второй слой — маслом и снова посыпаем начинкой, и так несколько слоев.

После чего пахлаву разрезают на небольшие ромбы, сверху надо смазать желтком смешанный с настоем шафрана. Посередине каждого ромба положить половинку ореха.

Выпекают пахлаву при температуре 180-200С 40 минут. После того как пахлава приготовилась, ее сверху поливают сиропом, либо медом, и снова ставят на 5 минут в духовку.

На 1 килограмм изделия требуется: Мука высшего сорта 250 г, масло топленое — 130 грамм, сметана 1 столовая ложка, яйцо — 1 штука, дрожжи — 10 грамм, орехи — 250 грамм, сахарный песок — 300 грамм, кардамон пол чайной ложки, шафран — 0,5 грамма.

Английская кухня

Сандвичи с огурцом. В основе этого бутерброда — хлеб без корочки, тонко смазанный маслом, на него укладываются тонко нарезанный огурец, помидор, редиска, крутые яйца, листики зеленого салата и веточку укропа или петрушки и все это покрывает кусок колбасы.

Салат английский. Для данного салата необходимы следующие ингредиенты: отварное куриное филе, отварные грибы и соленые, без кожуры, огурцы, все это нарезают брусочками. В салат добавляют нарезанный соломкой сельдерей, все ингредиенты смешивают, заправляют майонезом с горчицей, солят на вкус.

Утка по-английски. Для этого блюда лучше подойдет молодая уточка, ее солят, перчат. Бекон и лук пассеруют, после чего добавляют хлебные крошки, все это перемешивают и добавляют зелень. Утку фаршируют, смазывают маслом, кладут в глубокий противень и ставят запекаться на несильный огонь. Время от времени посматривая за ней, при необходимости поливают маслом. При подаче на стол утку разрезают пополам, и заливают соком в котором она запекалась. Подают утку с овощами.

Американская кухня.

Творожный салат. Для этого необходимо нарезать чеснок очень мелко, положить на дно глубокой салатницы. Затем смешать творог с майонезом и выложить в салатницу аккуратно, чтобы чеснок остался на дне. К этому салату подается очищенная и нарезанная вдоль морковка. Ее макают в получившийся творожный соус и едят.

Курица в сыре. Курицу надо разрезать на части, положить в глубокую емкость (сотейник), посолить, добавить немного воды и тушить на слабом огне. Надо дождаться, когда выкипит вода и курица станет мягкой. Смешать яйца, молоко, крахмал и тертый сыр. Добавить соль, перец и все это хорошо взбить. Во время взбивания поставьте сковороду на огонь и растопите на ней сливочное масло.

Отварные куски курицы обмакните в сырную смесь, обваляйте в панировочных сухарях и обжарьте до золотистой корочки.

Курица — 1 штука, луковица — 1 штука, соль, перец по вкусу, яйцо — 2 штуки, сыр тертый 1 стакан, молоко пол стакана, крахмал 1 чайная ложка.

Салат Вальдорф. Сельдерей очистить и нарезать соломкой, очищенные яблоки нарезают кубиками, затем мелко нарезают орехи. Для заправки потребуется майонез с лимонным соком, солью и сливками. Этой смесью заправляют салат. Для украшения потребуется: половинки орехов, ломтики яблок с красной кожицей. После того как вы приготовили салат, поставьте его на 2 часа в холод.

Сельдерей — 260 грамм, яблоки — 250 грамм, орехи очищенные — 100 грамм, майонез — 100 грамм, сливки — 4 столовых ложки, лимонный сок — 2 столовых ложки, соль по вкусу.

Армянская кухня.

Пити. Данное национальное блюдо готовят в глиняных горшочках. На дно каждого горшочка укладывают кусочки мяса и горох. Заливают водой и варят на слабом огне при закрытой крышке, изредка снимая образующуюся пену. За полчаса до готовности в горшочки кладут крупные куски картофеля, лук и алычу. Солят суп только перед окончанием варки, в этот же момент кладут специи. Когда уже снимают с огня в каждый горшочек кладут настой шафрана ( 1 грамм на 120 грамм воды) и порошок мяты. Подают на стол прямо в горшочках.

На 1 горшочек: баранина — 200 грамм, горох — 1 столовая ложка, луковица — 1/3 , картофель — 1 штука, алыча — 3 штуки, все остальное по вкусу.

Толма ереванская. Рубленую баранину соединяют с недоваренным рисом, мелко нарезанным луком, зеленью и перцем. Виноградные листья опускают на 2 минуты в кипящую воду и удаляют грубые стебли. Фарш надо уложить на листья и завернуть, придав форму колбаски. Толму кладут на дно сотейника, заливают бульоном или водой, чтобы талма только слегка была покрыта жидкостью, тушат под закрытой крышкой.

Баранина — 600 грамм, лук — 2 головки, зелень по 1 столовой ложке, специи по вкусу.

Армянская сладость «Барурик». Берем муку, ½ часть сливочного масла и воду, замешиваем крутое тесто и даем ему передохнуть 15 минут. После отдыха, тесто раскатываем очень тонко, смазываем оставшейся половиной масла, кладем начинку из орехов, корицы и сахара, закручиваем в круглую форму. Ставим в духовку и выпекаем при температуре 240-250С на протяжении 20 минут.

Для теста: Мука — 250 грамм, сахарный песок — пол стакана, сливочное масло — 130 грамм, яйцо — ½.

Для начинки: сахар и толченые орехи по ½ стакана, корица на кончике ножа.

Ассирийская кухня.

Джаджик. Готовится это блюдо из творога. Масло ( 150 грамм) растопить, добавить мелко нарезанный зеленый лук и укроп ( по 150 грамм), после этого надо все тщательно перемешать с килограммом творога, соль по вкусу.

Кутли. В мясной фарш надо добавить сырое яйцо, мелко нарезанный лук, молотый перец и сырой рис. Из фарша сделать фрикадельки и положить в ранее подготовленный мясной бульон. Туда же добавляем томатную пасту и пережаренный лук, пряности.

На 1 килограмм мяса — рис 1 стакан, лук — 3-4 головки, стручок горького перца, все остальное по вкусу.

Хасыда. На дно чугунной кастрюли надо положить сливочное масло, добавить муку. После чего поставить на огонь, интенсивно помешивая, масса должна приобрести золотистый цвет. Затем в кастрюлю надо вылить горячее молоко, предварительно положив в молоко мед. Солить по вкусу. Томить на огне 15 минут. Готов к употреблению на следующий день, разрезается как пирог.

Масло сливочное 100 грамм, мука 3 столовых ложки, молоко — 200 грамм, мед 2 столовых ложки.

Башкирская кухня.

Печень по-уфимски. Печень и картофель нарезают кубиками, но обжаривают по-отдельности. Лук мелко рубят и слегка обжаривают в масле с добавлением томатной пасты. Все ингредиенты соединяют, добавляют в полученную массу полтора стакана бульона и тушат до готовности в горшочках. При подаче на стол украшают сверху зеленью.

На 500 грамм печени — 15 штук картофеля, жир для жарки — 5 столовых ложек, лук — 2 штуки, томатная паста — 1 столовая ложка, соль по вкусу.

Губадия. Для этого блюда потребуется пресное тесто, которое на до разделать на 2 разных части, одна часть больше, чем другая. Большую часть раскатывают диаметром чуть больше емкости в которой вы будете готовить данное блюдо.

На смазанную жиром емкость выкладывают большой сочень, на который укладывают послойно рис, изюм, поджаренное мясо, рубленные яйца, сливочное масло. Сверху на фарш укладывают второй сочень и края соединяют веревочным швом. Выпекают в хорошо прогретой духовке.

Для теста: на 760 грамм муки — сахар — 28 грамм, маргарин — 224 грамма, яйца — 3 штуки, дрожжи — 14 грамм, соль — 12 грамм, вода — 180 грамм.

Для фарша — рис — 800 грамм, яйцо — 9 штук, фарш мясной — 660 грамм, изюм — 580 грамм, соль по вкусу.

Ассирийские рецепты, от организации «БНЕТА»

Информация

О месте: Ассирийская общественная организация «Бнета» создана с целью поддержания и укрепления Ассирийских традиций, среди Российских ассирийцев, одним из направлений организации является сохранение традиционных Ассирийских рецептов. Показать полностью…

Все старинные блюда, которые готовили наши бабушки и дедушки, которые живут и радуют нашу душу по сей день, будут появляться на данной страничке.

Мы от всей души желаем подписчикам совершенствоваться, узнавать каждый раз что то новое и вкусненькое, чаще возвращаться к своим истокам, потому как у тех самых истоков еще можно черпать и черпать.
Познавайте, пробуйте, экспериментируйте, насыщайтесь, радуйте родных своими достижениями, ВАМ ЕСТЬ ЧЕМ ГОРДИТЬСЯ.

Ассирийская общественная организация «Бнета» всегда с вами.

20 записей предложить новость

ГАВЗЕ Д НАККА — Всем нам знакомы как ГОЗИ-НАКИ.

Я ООООчень приятно была удивлена, что это лакомство имеет конкретно ассирийские корни; гавзе — орехи, накка — пласт, слой.. Вот так вот.

Совсем чуть-чуть о грецком орехе: Показать полностью…
грецкие орехи очень питательны и полезны, в них в семь раз больше калорий, чем в говядине, а витамина С гораздо больше, чем в смородине и даже лимоне. Они помогают при нервных расстройствах, болезнях почек а так же кожных заболеваниях.
Древнегреческий историк Геродот утверждал, что Вавилонские жрецы запрещали их есть простым людям: ядра грецких орехов по форме напоминают человеческий мозг, поэтому считалось, что они благотворно влияют на умственную деятельность, что в свою очередь «простолюдинам ни к чему».
Диетологи рекомендуют употреблять в пищу пару орехов после спортивной тренировки для укрепления мышц, утоления голода и восстановления энергии, без вреда для веса человека. Употреблять грецкий орех врачи рекомендуют ежедневно, но не более 5 ядер.

Ну а теперь и сам рецепт.

Ингредиенты:
Грецкие орехи — 250 гр
Мед — 250 гр
Сахар — 50 гр

Чтобы приготовить Гавзэ д накка из грецких орехов необходимо:

Ядра грецких орехов нарезать на небольшие кусочки.
Мед смешать с сахаром, помешивая, довести до кипения. В полученный сироп всыпать грецкие орехи и непрерывно помешивая, продолжать варить еще 15 минут.

Полученную густую массу выложить на доску, смоченную холодной водой. Необходимо разровнять поверхность скалкой, так же смоченной в холодной воде, таким образом, чтобы получился пласт толщиной в 1 см.

Затем, когда Гавзе д накка слегка остынут, разрезать их острым ножом на небольшие кубики или ромбики и дать блюду время затвердеть.

Как готовить ассирийское блюдо из мяса

500 г. сливочного масла, 2 стакана муки, 1 стакан воды или кипячённого молока, соль. В растопленное кипящее масло постепенно всыпайте муку, постоянно помешивая. Смесь хорошо прожарьте до золотисто-коричневого цвета. Влейте в эту смесь кипячённую воду или тёплое кипячённое молоко. Тщательно перемешайте и снимите с огня. Остудив можно подавать к столу.…

Маши — фасолевый суп Фасоль — 500 г Бекон — 150 г Лук репчатый — 2 шт Перец болгарский — 2 шт Мука пшеничная — 1 ст. л. Перец сладкий красный — 1 ст. л. Колбаса салями — 250 г Перец чили (щепотка) Чеснок — 2 зуб. Томатная паста — 1 ст. л. Уксус ((по……

Сварите мясной бульон — для этого лучше использовать кости, а мякоть пропустите через мясорубку. В фарш добавьте сырое яйцо, мелко нарезанный репчатый лук, стручковый или молотый перец и сырой рис. Из фарша сделайте шарики побольше фрикаделек и положите в бульон. Туда же добавьте томат-пасту и поджаренный репчатый лук, пряности. На килограмм мяса — стакан риса,……

ДОЛМА Д-ТАРПЫ – мясное блюдо. 1 кг. мяса, 3 головки репчатого лука, 1 стакан риса, по 50-100 г. петрушки, укропа, кинзы, базилика, мяты; чёрный молотый перец, соль. …

На 1л Маста (кефир), 100гр риса или ещё лучше перловки, 1 яйцо, пол литра воды, зелени: сельдерей, киндза, укроп, петрушка и мята, свёкольная ботва. Соль по вкусу. …

На 1 литр кефира желательно кисленького: 250гр рис 1 яйцо 250мл вода щипок соль 100гр сливочное масло…

На 1 литр жирного молока, 2 стол. ложки сметаны.…

Гариса (хариса)

Гариса (хариса) — пшеничная каша с курицей, традиционное армянское блюдо, заимствованное из ассирийской кухни. Это праздничное блюдо готовят и едят не спеша, в кругу семьи и друзей. Для приготовления используют армянскую пшеницу дзавар. Для приготовления гариса нам потребуется: — 500 г курицы или индейки — 1 луковица — 200 г пшеничной крупы — соль по……

Нам понадобится: 500гр. творога желательно жирного 100гр. масло сливочное (чара) 1связка укропа, мяты, киндзы, петрушки. 1/2 связки стручковый лук на любителя несколько зубчиков чеснока на вкус соль (мылха)…

Ассирийская кухня — одна из древнейших на земле. Джаджик — это закуска из творога.

Ингредиенты для «Джаджик»:

  • Творог — 250 г
  • Сметана — 2 ч. л.
  • Укроп — 1 пуч.
  • Кинза — 1 пуч.
  • Мята — 1/2 пуч.
  • Лук зеленый (можно использовать лук репчатый или порей) — 100 г
  • Смесь перцев — 0,5 ч. л.
  • Соль (по вкусу)

Время приготовления: 10 минут

Рецепт «Джаджик»:

Подписывайтесь на группу Поварёнка в Контакте и получайте десять новых рецептов каждый день!

Вступайте в нашу группу в Одноклассниках и получайте новые рецепты каждый день!

Поделиться рецептом с друзьями:

Другие варианты рецепта

Салат с зеленым луком и творогом

Смотрите также

Закуска из моцареллы и клубники

Закуска «Букет для дам»

  • 89
  • 502
  • 43840

Слоено-сырные спиральки с вялеными томатами

Грибочки для любимого

Хлебные тефтели с мятой

Салат «Еврейский» как закуска

Запеченные закусочные шарики

Сырные «пельмешки» — 1

  • 51
  • 156
  • 10145

«Снежки» с виноградом

Комментарии и отзывы

9 февраля 2013 года досчитать до ста #

9 февраля 2013 года Аэлена #

9 февраля 2013 года белошвейка #

9 февраля 2013 года Диляра Губайдулина # (автор рецепта)

9 февраля 2013 года Santorini #

9 февраля 2013 года КАТАВА #

9 февраля 2013 года Liya-Liya #

9 февраля 2013 года Диляра Губайдулина # (автор рецепта)

9 февраля 2013 года Лада16 #

Оставить комментарий или отзыв о рецепте

Зарегистрироваться, или войти если вы уже регистрировались.

Вы можете войти на сайт без регистрации и ввода пароля, воспользовавшись своей учетной записью на следующих сайтах:

Если Вас что-то не устраивает в новом дизайне — напишите свои замечания, чтобы мы могли это исправить.

Вход без регистрации

Вы можете войти на этот сайт
под своим именем.

Голоса Ниневийской земли

Ассирийцы – один из древнейших в мире народов, знакомый большинству россиян по школьным учебникам истории древнего мира, а меньшинству – по курсу ветхозаветной истории. Народ, более 26 веков лишенный собственной государственности, живущий в рассеянии, но при этом стойко хранящий свою идентичность. История ассирийского присутствия в России – это вековая история благодарного добрососедства. Придя в принявшую их страну, ассирийцы приняли на себя и ее исторический крест – советские репрессии «по национальным линиям» не обошли их стороной. Тем не менее, ассирийские общины сохранились – и продолжают жить в России, ощущая себя одновременно носителями и русской, и древневосточной культур. О жизни русских ассирийцев-христиан мы беседуем сегодня с протоиереем Даниилом Азизовым, настоятелем Старо-Покровского храма Ростова-на-Дону, одним из немногих православных священников-ассирийцев.

Хочу начать наш разговор с традиционного для ассирийцев приветствия: «Шлáмалух»! Я правильно с Вами поздоровалась?

– Да, шламалух – это арамейское слово, означающее «мир вам».

Ассирийцы сегодня говорят на языке, принадлежащем к группе арамейских языков? То есть ваш сегодняшний язык – наследник того, на котором говорил Христос?

– Да, по факту ассирийцы сегодня говорят на арамейском, причем есть различные наречия у тех, кто родился в Турции, Иране, Ираке. Я этим языком свободно не владею, знаю лишь какие-то фразы, могу уловить мысль из разговора – ведь я не воспитывался на ассирийском, я думаю, читаю и проповедую на русском.

Вообще, утрата ассирийцами своего традиционного языка – это одна из проблем, которую, как мне кажется, надо озвучить. Но ведь перед нами, православными священниками-ассирийцами, стоит задача сохранения нашей паствы именно в нашей Православной Церкви. Ассирийские диаспоры, большая часть членов которых – православные, хотят слышать богослужения на своем языке.

Молитва «Отче наш» на арамейском языке.
Московский приход Ассирийской церкви Востока

Да, у ассирийцев есть сегодня своя музыка, танцы и песни, но если не будет религиозной составляющей, если угодно, «духовной скрепы», это всё распадется. Фольклор закончится – и ассирийцев может и не быть. В той же Франции, США русские общины за счет чего живут? За счет того, что они группируются вокруг прихода. Точно так же во избежание рассеяния, ассимиляции и нам необходимо, чтобы велась просветительская деятельность среди православных ассирийцев. Думаю, это задача, вокруг которой мы могли бы объединить усилия с другими ассирийскими православными священниками. Например, есть игумен Стефан (Садо), сын известного преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии Михаила Юхановича Садо, заведующий библиотекой СПбДА. Есть Георгий Битбунов, выпускник Сретенской семинарии, он сейчас работает в аппарате первого викария Святейшего Патриарха по Москве митрополита Истринского Арсения. Перспективный, грамотный. На Украине есть протоиерей Владимир Косточка из Киева и архимандрит Гавриил (Вардаев) из Житомира, также ассирийцы. И, конечно, это грузинский священник схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби), который очень много делает для воцерковления местной ассирийской общины. По благословению Патриарха Илии он несет послушание духовника для всех ассирийцев, проживающих на территории Грузии.

Путь большинства ассирийцев в Россию известен: подавляющее большинство вынужденно эмигрировало сюда с территории Османской империи во время Первой мировой войны. Часть остановилась на Кавказе, а часть ушла дальше, на территорию нынешних Ростовской области и Краснодарского края. Кто-то дошел до Москвы и Питера, осел тут; образовались общины. А каков был путь Вашей семьи?

– Дед мой по отцовской линии – ассириец, выходец из Турции. Он был участником того массового исхода ассирийцев с турецких земель, во время Первой мировой войны, когда началась резня и многие пошли в сторону России. Тогда Россия дала определенное обязательство, Николай II предоставил возможность ассирийцам укрыться на территории Российской империи. Это был массовый переход, вместе с духовенством, епископами. Но сам по себе исход ассирийцев из Турции был, конечно, очень сложным. Когда наши предки бежали из Турции, это была самая настоящая резня. Папа рассказывал, что родственница моего отца тогда была беременна и ее просто штыками закололи. Турки руками курдов расправлялись с ассирийцами-христианами очень жестоко.

Когда ассирийцы попадают в Россию, здесь уже происходит необратимые исторические процессы, начинаются революционные события. Многих ассирийцев ссылали в Сибирь и Казахстан… Мой отец родился в селе Урмия в Краснодарском крае. Это маленькое село названо в честь древнего города на Ближнем Востоке. И это сегодня единственный в России населенный пункт, большинство жителей которого составляют ассирийцы. Уроженкой этого же села, кстати, была Джуна Давиташвили.

Затем отец переехал в город Лабинск, тоже на Кубани. Там также живут ассирийцы. У нас есть родственники и в Москве, и в Петербурге. Ассирийцы – это такой народ, мы везде можем найти своих.

Ассирийцы в России традиционно занимались сапожным делом. Это обувщики, чистильщики. Старая Москва хорошо помнит эти картинки – обувные будки на улицах, в которых сидят ассирийцы.

Да, ведь это еще «всесоюзный староста» Михаил Калинин в 20-е годы определил ассирийцам, осевшим в теперь уже советской России, «предоставить чистку и ремонт обуви». Были созданы ассирийские трудовые артели…

– И мой отец не стал исключением, он также был сапожником. Правда, папа пошел дальше, в цеховики. Занимался большим производством обуви. Он и меня готовил к тому, что кто-то в семье должен быть обувщиком. Но в моем случае, как видите, все вышло иначе.

Я родился уже в Ростове. И еще в детстве я как-то тянулся к ассирийской культуре, хотел знать о ней больше. Не могу сказать, что у меня с самых ранних лет было осознание себя именно как ассирийца. Однако на наши национальные традиции я всегда смотрел как-то особенно. В Ростове есть ассирийская диаспора, и папа в детстве брал меня на свадьбы, на различные праздники, например, на праздник Духрана. Потом меня уже просто стали самого приглашать на эти мероприятия. И, когда пришел срок, в пятой графе паспорта я написал, что я ассириец.

С матушкой Нонной

Соблюдаются ли сегодня в Вашей семье какие-то ассирийские традиции?

– На праздники ассирийской общины хожу, в основном, я. Ассирийских блюд у жены допроситься невозможно, хотя готовит она прекрасно. Национальные блюда готовит в основном теща. Хотя я очень люблю эту еду. Например, гариса – покупается петух и варится до такого состояния, что у него кости становятся мягкими. Потом это мясо варится в каше, всё перетирается с большим количеством масла. Гариса подается на ассирийских праздниках. Также есть джаджик – холодный суп на основе кислого молока с огурцами и зеленью, это блюдо есть у многих других народов.

Дочь за ассирийца будете выдавать? Насколько мне известно, многие молодые ассирийцы стремятся создать семьи именно с членами своей общины. Чтобы там образом сохранять традицию.

– Нет, у нас такого нет. Хотя наша дочь, наверное, еще бо́льшая ассирийка, чем я. Ведь я ассириец лишь наполовину, а в нашей дочери, получается, ассирийской крови больше, чем русской. И она похожа на ассирийку.

С дочерью Ольгой

В Ростове большая ассирийская община?

– Да, довольно большая. Но здесь есть немало ассирийцев, приехавших из Армении. Они несколько отличаются от русских ассирийцев, привнесли, скажем так, армянские ноты в жизнь общины. Зная ассирийский, говорят на армянском,точно так же, как мы, воспитанные в России, говорим на русском.

По данным общероссийской переписи 2002 года, в России проживает тринадцать с половиной тысяч ассирийцев, из них чуть более семи с половиной тысяч владеют так называемым ассирийским, или восточным новоарамейским, языком. А есть понимание, какова доля православных среди них?

– Восемьдесят процентов, а то и больше. Ведь люди живут здесь уже поколениями – неудивительно, что они воспитываются в православной вере. Конечно, происходит и некое культурное смешение. Скажем, в каждой ассирийской семье есть портрет патриарха-католикоса Ассирийской Церкви Востока Мар Шимуна, 100-летие со дня мученической смерти которого мы будем отмечать в 2018 году. Это мученик, человек-символ, его можно назвать водителем ассирийского народа.

Многие ассирийцы пришли в Россию уже православными, являясь чадами Антиохийского Патриархата.

Патриарх Мар Беньямин Шимун

Патриарх Мар Шимун – символ, в том числе, близости между ассирийцами и Россией.

– Во время Первой мировой войны он был одним из преданных союзников Российской империи, поддерживал ее в конфликте с Османской империей, удостаивался благодарности со стороны государя Николая II. Мар Шимун был убит курдами во время мирных переговоров в марте 1918 года. И сегодня он является значимым духовным авторитетом для ассирийцев, во многих православных семьях я вижу его портрет рядом с православными иконами. А в Москве два года назад патриарху Беньямину Мар-Шимуну был поставлен памятник – возле храма Мат-Марьям (Девы Марии) на Дубровке, в приходе Ассирийской Церкви Востока.

Мар Шимун канонизирован Ассирийской Церковью Востока. А иконы его есть?

– Икон как таковых в этой Церкви нет. Есть только почитание креста – по-ассирийски «слыва». А традиция иконопочитания не развивалась, думаю, главным образом из-за исламизации Ближнего Востока. У православных ассирийцев есть иконы, но они своеобразные.

Тринадцать ассирийских отцов
(группа монахов-проповедников, подвизавшихся в Грузии в середине VI века).
Память в Грузинской Церкви – 7 мая

Представители Ассирийской Церкви Востока вызывают у меня большое уважение, потому что они очень религиозные люди. Не знаю, что этому способствует, – либо малая численность ассирийского народа, которая подвигает их так религиозно относиться ко всему, либо постоянное мученичество, исповедничество, которое они проносят. Я приезжал в Москву в 90-е годы, когда здесь только строилась ассирийская церковь, был на месте строительства, знал первого настоятеля московской общины – отца Хамиса, он сейчас является епископом Северного Ирака и России, курирует ассирийцев стран СНГ.

С Мар Исхак Иосифом,
епископом Северного Ирака и России Ассирийской Церкви Востока

А сейчас московский «каша» («священник» по-ассирийски) – отец Самана, он тоже вызывает большую симпатию. Представьте, он, уроженец Ирака, покинул родную землю, все, что ему близко, и попал в совершенно другой менталитет. Живет много лет в Москве.

В Россию часто приезжают представители епископата Ассирийской Церкви Востока. Два года назад по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прибыл в Россию патриарх-католикос Мар Дынха IV, тогда же с ним в делегации был и Мар Геворгиз, который стал нынешним предстоятелем Восточной Церкви. В рамках визита они посетили Ростов-на-Дону и заложили в городе храм для местной ассирийской общины. Также посетили и наш Старо-Покровский храм. Я каждый раз отмечал и необыкновенную доступность этих людей, и вместе с тем большое благородство.

Предстоятель Ассирийской Церкви Востока патриарх Мар Дынха
во время посещения Старо-Покровского храма Ростова-на-Дону, 2014 год

Резиденция Ассирийской Церкви Востока в течение всего ХХ века находилась в Чикаго, а Мар Геворгиз сделал именно то, что нужно было сделать, – перенес престол патриархов из Чикаго в Междуречье, на историческое место в Ниневийской долине. Ведь он сам был ранее Иракским митрополитом и посчитал невозможным покинуть свою паству, которая его прекрасно знает.

Во время встречи в нашем ростовском храме Мар Геворгиз говорил о самоощущении ближневосточных ассирийцев-христиан. Это состояние постоянного ожидания опасности. Так, во время литургии может прогреметь взрыв – и они вынуждены останавливать службу, вытаскивать тела из храма на улицу.

Патриарх-католикос Мар Геворгиз

Вообще для ближневосточных христиан их епископ, особенно в нынешних обстоятельствах, – это духовный лидер, который ведет народ. Он вызывает очень большое уважение. Люди видят в своих епископах нечто большее.

Ассирийцы очень давно живут в изгнании. Со времени распада Ассирийской империи прошло 26 веков, и все это время ваш народ лишен своей земли. Шкловский говорил про ассирийцев, что они «разбрызганы по миру, как капли крови по траве». Ассирийцы живут на территории Ирака, Турции, Сирии, вне границ собственного государства. При этом различные международные ассоциации, типа Всемирного ассирийского союза, периодически поднимают вопрос о необходимости какого-то государственного образования для ассирийцев. Как Вы относитесь к таким предложениям?

– Что касается России, здесь ни о каких ассирийских политических организациях говорить не приходится. Но когда, скажем, в парламенте Ирака или других ближневосточных стран есть представительства ассирийских партий, это воспринимается очень позитивно. Это реальные попытки защиты прав ассирийского народа. Ведь исторически ассирийцы – хозяева тех земель на Ближнем Востоке, на которых они продолжают жить и в настоящее время. Однако геноцид в отношении ассирийцев, который начался когда-то, продолжается до сих пор, пусть и в иных формах. Ассирийцы вынуждены бежать со своих земель. ИГИЛ¹ сегодня на Ближнем Востоке, уничтожая памятники архитектуры, уникальные монастыри, наносит удар как раз по наследию ассирийского государства. Поэтому дополнительный голос в защиту ассирийцев, в том числе на уровне структур ЕС, должен звучать. Но говорить именно про свое отдельное государство на фоне того, что сейчас происходит в мире, ассирийцам, конечно, совсем непросто.

Помимо ассирийских политических партий, есть явление последнего года – сейчас на территориях Сирии, Ирака стали создаваться сформированные именно по этническо-религиозному признаку вооруженные отряды ассирийцев-христиан, которые воют против ИГИЛ. Мужчины, которые там живут, исповедуют одну веру, традицию и объединяются в вооруженные отряды, чтобы таким образом противостоять террористам.

Можно говорить о таком явлении, как ассирийский геноцид? Ведь ассирийцы стали жертвами массовой резни со стороны Османской империи в начале ХХ века. Однако про ассирийский геноцид известно и слышно гораздо меньше, чем про армянский.

– Судите сами: во время геноцида на территории нынешних Ирана, Ирака, Сирии и Турции погибло около 500 тысяч ассирийцев. Это было действительно целенаправленное массовое истребление по национальному и религиозному признаку. И оно продолжается до сих пор.

В нашем храме мы проводим мемориальные мероприятия, посвященные этим событиям. При помощи епархиального фотографа Сергея Грибова я сделал большую подборку фотографий тех зверств, которые сегодня претерпевают ближневосточные христиане. Разумеется, допустимых фотографий, потому что там есть вещи, которые показывать нельзя. Сделали видеоклип из этих кадров, наложили звук ассирийской молитвы. И 7 августа, в день памяти жертв ассирийского геноцида, перед панихидой я его показал на большом экране прямо в храме.

На эту поминальную службу пришло немало ассирийцев, но и наши русские прихожане собрались тоже. Люди заходили, оставались до конца… Это было даже какое-то подобие «Бессмертного полка», потому что многие принесли с собой фотографии своих погибших предков и держали их перед собой всю панихиду.

Мне идея очень понравилась. У нас много говорят об этом, но на самом деле мы мало представляем, что такое исповедничество, мученичество сегодня. Открывая жития святых, мы читаем там о подвижниках, но это похоже на такие былинные рассказы. А здесь весь реальный ужас мученичества представлен открыто. Вот фотографии детей под дулом автомата. Поэтому такие мемориальные мероприятия мы думаем продолжать.

Чего сегодня недостает российским ассирийцам?

– Религиозного чувства. Вместе с утратой религиозного чувства утрачивается все остальное. Вообще мне очень не нравится, когда люди начинают хвалиться успехами и достижениями своих предков, заявлять, например: «Мы ассирийцы, великая нация». Да, когда-то благодаря ассирийцам были совершены прорывы и в астрономии, и в медицине, но это было во времена Ниневии. А какое отношение мы, сегодняшние ассирийцы, имеем к этому? Упоминать о былых достижениях можно было бы тогда, когда ты и сегодня вносишь определенный вклад, когда ты являешься человеком, который может принести нечто в свою историю, культуру своим образованием, трудом.

Я очень люблю рассказ про пророка Иону, который попал в Ниневию после пребывания во чреве китовом. Иона долго боролся внутренне с самим собой, потому что ассирийцев он воспринимал как врагов, ведь они и были врагами Израиля. Это стоило Ионе больших трудов, но он все-таки обошел Ниневию, ассирийскую столицу, с проповедью, и царь и все ее жители облачились во вретище, посыпали голову пеплом и покаялись. Вот такого Ионы у нас сегодня нет.

Вообще христианство всегда было очень значимым фактором в самоощущении нашего народа. Под влияние ислама попал очень небольшой процент ассирийцев, в основном те, кто был насильно исламизирован. На территории Турции есть и тайные христиане, которые сохраняют свою традицию. Но для большинства ассирийцев значимо именно то, что они христиане.

У меня в фейсбуке есть много друзей – ближневосточных ассирийцев. Я вижу их реакцию на приезд в какую-то из общин, скажем, патриарха Мар Гиваргиза – «лайки», радостные комментарии просто зашкаливают. Очень многие фотографируются вместе со своим духовным лидером и потом используют эту фотографию в качестве «аватарки», главной фотографии профиля в соцсети. Вот такое самоощущение для ассирийцев очень важно.

Сегодня ассирийцы, в силу исторической традиции, являются одним из самых мирных и дружественных по отношению к России народов, живущих на ее территории?

– Конечно, потому что Россия, наверное, одна из немногих стран, а может, единственная протянула ассирийцам руку. Ассирийский народ всегда будет относиться к этому с благодарностью. Базовое чувство – благодарность, в том числе и по отношению к Русской Православной Церкви, чадами которой в большинстве своем являются русские ассирийцы.

_____
¹ Запрещенная в России террористическая организация

Беседовала Елена ЖОСУЛ

Фото: информационная служба Ростовской-на-Дону епархии;
из личного архива протоиерея Даниила Азизова